Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 11, заключительная - «Велоновости» » Крутите педали
Гаврила
Опубликовано: 17:57, 16 сентября 2020
Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Виды велосипедов / Езда на велосипеде / Велоновости

Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 11, заключительная - «Велоновости»

Предыдущая часть Карта Начало Чёрный Иртыш - Калгуты - Курчум ...
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 11, заключительная - «Велоновости»





Предыдущая часть

Карта

Начало


Чёрный Иртыш - Калгуты - Курчум






На развилке у Черняевки издалека видна высокая полицейская фуражка. По привычке не ожидаем от неё ничего хорошего - ну, скажем, вопросов об отсутствии отражателей (которые мы давным-давно подарили, как лишний вес, местным мальчишкам) при движении по дороге в тёмное время суток. Но нет, это наш знакомый Ерлан стоит здесь по каким-то своим делам. Раскланявшись и поделившись своими планами, едем дальше.





Вообще, хорошая здесь полиция, особенно дорожная - жол полициясы. Остановят, поздороваются вежливо, поговорят с тобой о погоде, о дороге, о здоровье твоего железного коня... и только потом: "Ну что, нарушаем? Ремешок-с..." После такого милого разговора даже неудобно оправдываться, что, мол, начальник, это я на минутку, в первый и в последний раз, поверь...



До Калгуты от Черняевки 64 км, и почти все они - без воды. За первую половину ночи преодолеваем часть этого пути, немного спим, с ранья доезжаем оставшееся. Длинные лапки Ирёнка, как паровозик, отсчитывают километры: "пых-пых-пых-пых-пых..."















Калгуты - большой посёлок, привольно расположившийся у выхода широкой долины. Много развалин, но много и новых домов. Население - в основном, полурусское, русский язык здесь уже снова в ходу. Товар в магазинах тоже лучше - хоть и не самый качественный, но хотя бы уже не суррогатный. Больница, капитальная 2-этажная школа, детский сад. Много разнообразной сельхозтехники - в разном, естественно, состоянии, но в том числе, похоже, даже в исправном. Над посёлком, на развалинах старого коровника, стоит новый высокотехнологичный, весь обвешанный кондиционерами. Водопровод работает. Сотовой связи нет, но стоит недостроенная вышка, обещают через пару месяцев запустить. Во дворах за сараями лежат штабелями местные стратегические запасы энергоресурсов на зиму - заботливо вылепленные и высушенные кизяки с соломой. Местный житель от чистого сердца угостил хорошим арбузом прямо с грядки - здесь они тоже вызревают, только не у всех... постараться надо. За посёлком красивый вид на долину речки Калгуты, и недопройденная нами дорога в сторону Горного снова манит, манит туда, за перегиб...






После Калгуты трасса становится совсем отвратительной. Местные водители обладают исключительным искусством даже на полутора-двухметровую насыпь натащить поверх старого, но крепкого ещё советского асфальта толстый слой грязи, а потом раздолбить его в мелкую стиральную доску. Многие при этом ещё и принципиально едут по обочине, игнорируя асфальт вообще; видишь такого сзади себя и даже не понимаешь, в какую сторону ему уступать. Вечером за час проехали километров семь и встали, укрывщись от дороги за невысокими холмиками. Едим арбуз. У Ирёнка развалились кроссовки - впрочем, здесь они уже ни к чему. Почти новые были, даже года не проходили. Впрочем, и то неплохо; дьявол как-то купил у китайца душу - так она сломалась через неделю.



После небольшого озера дорога становится лучше, но начинается длинный нудный подъём к узкому горному проходу в долину Курчума. Он невысокий, всего-то 150 м набора, но однородный и почти непрерывный. И ехать уже тяжеловато, и пешком идти ещё вроде бы глупо.









Старая, забелённая разметка на километровых столбах сменилась уже в третий раз. Сначала она считалась от Алексеевки, потом от Черняевки, теперь от Калгуты. Впрочем, теперь это всё равно уже не важно. Происходит реструктуризация и репаспортизация всей дорожной сети, и дело не ограничивается одной только разметкой: целые отрезки и направления переводятся из главных во второстепенные, и наоборот. Причём с вполне очевидным административным подтекстом. Например, раньше основной трассой была У-Ка - Курчум - Черняевка - Алексеевка, что и было прямо и логично. Теперь она второстепенная, а главной считается дорога по левобережью Иртыша, через г.Зайсан (в обход озера), Буран и Черняевку - хоть это и существенно более длинный крюк. Для чего бы это могло быть сделано, если не с целью оторвать пока ещё наполовину русскоговорящие долины Курчума и Калгуты (для начала - хотя бы зимой, когда не ходит паром) от русскоязычного севера и превратить их в дальнюю окраину казахского, а точнее - уралманского, крайнего юга области?



Если так, то следующим ходом, лет через несколько, должно стать закрытие паромных переправ на Курчум - сначала одной, а потом другой. Технология мирного и безболезненного умерщвления населённых пунктов хорошо отлажена ещё в СССР при Хрущеве, ну и здесь ею, судя по нынешнему состоянию юга области, овладели в совершенстве. Остаётся дорога Курчум - Большенарымское через Свинчатку, вдоль водохранилища. Не обозначенная ни на одной карте, она, по-видимому, официально никогда не строилась и накатана стихийно, как подстраховка парому. Качества она не самого лучшего, поэтому летом местные водители ездят по ней крайне неохотно. Но если, не дай бог, я прав, то эта де-юре не существующая дорога станет де-факто дорогой жизни для курчумского анклава, и баталии вокруг неё могут развернуться совершенно реальные, с применением тяжёлой [дорожной, для начала] техники и полицейской пехоты по полной программе.



Собственно же километраж в Казахстане теперь меряют не от здания почты, как было заведено во всей Евразии ещё со времён Чингисхана, а от окраины населённого пункта. Поэтому и в этой части изрядный бардак на будущее гарантирован.



Но вернёмся на траекторию полёта нашей вороны. Она уже подлетает, вперёд когтями, к богатой, обильно орошаемой дельте Курчума и приземляется выше крайней деревни, на большой поляне у водозабора ирригационной системы. Конечно, помойка и здесь. Рядом какие-то домики, не отмеченные на карте. Оказалось ещё хуже: это тоже популярное место отдыха. Не успели мы толком расположиться, как приехала (несмотря на будний день) очередная большая компания на пикник, включила громкую музыку, а машины загнала в речку - помыть на халяву. Перебрались от них подальше, потом ещё, метров за 500 в редкий лесок - всё равно слышно. Вечером эти, конечно, уедут, они с бабами и детьми, но на смену им, конечно же, приехала новая дискотека. По-хорошему, надо было бы уходить не вниз, а вверх по речке, там как раз можно предположить, судя по карте, хорошую и неочевидную для обывателей стоянку. Путь по берегу преграждает скала, туда надо ехать в объезд вокруг холма. Но Ирёнок опять упёрся. Что ж, придётся и Курчум запомнить на прощанье не речкой, а помойкой...



Курчум - переправа



Посёлок Курчум - по сути, большая деревня, хотя когда-то сюда даже летал ЯК-40, а не какая-нибудь "аннушка". В центре есть 2-3, а в гарнизонном городке советских времён - даже 5-этажные здания. Город жилой, обитаемый, население полурусское и русское, язык русский. Ассортимент и качество товаров значительно лучше, чем на юге. За городом мост через основное русло р.Курчум - старинный ферменный, первая половина XX в. н.э.






У моста остановились, чтобы позавтракать дынькой. До переправы от города 29 км по холмистой степи. От переправы поймаем какую-нибудь попутку до города. Язык до Киева доведёт, а время поговорить с водилами в ожидании парома и на нём самом, конечно же, будет. (Так оно и вышло - огромный седельный тягач с асфальтоукладчиком на прицепе и крохотным деловым водителем-корейцем. О, как он заезжал задним ходом на уже загруженный под завязку паром!)












Всё. Полёт окончен, пристегните ремни, снижаемся. Сбросив уже ненужные подвесные баки, наша ворона кружит над Бухтарминским водохранилищем, выжигая остатки керосина и дожидаясь расчётного времени посадки. Ирёнок целый день плещется в озере и отогревается в промежутках, а я лежу и сплю... сплю... Ещё раз повторю: целый день лежу и сплю, и мне не надо уже ничего делать, не надо паковать свой вьюк, не надо никуда бежать, не нужно вообще ничего - только вовремя покормить Ирёнка 3 раза в день. В крайний раз у меня такое состояние было, наверное, только на каникулах где-то между средними классами школы. А в следующий будет, вероятно, только в том лучшем из миров, куда все мы скоро отправимся... Или я уже в нём?..






Эпилог



Домодедово. Наш аэробус заходит с юга на западную полосу и, свернув вправо, рулит через северо-западный угол аэродрома - кладбище советской гражданской авиации. Уже не на бетоне, а просто на сырой земле, крылом к крылу, упакованные плотно, как в тетрисе, стоят огромные 86-е машины и маленькие Ан-24, "тушки" и "яки". В цветах всем известных авиакомпаний и тех, что давно уже канули в Лету. Новенькие, им бы летать ещё и летать, и разукомплектованные в хлам. Кто ещё на шасси, кто уже на колодках, кто на брюхе, кто без двигателей, кто уже превратился в пустой фюзеляж без люков и иллюминаторов...



На погранконтроле - толпа, давка, кто-то лезет без очереди, кому-то уже, похоже, бьют морду. Или сейчас будут бить. Здравствуй, отечество наше нескладное. Приехали.



ps. А единственную свою тонкую флиску я надел за весь поход ровно один раз, когда вылезли из самолёта в дикую рань в У-Ка. Люблю тепло! Эх, если б только лето не кончалось...



* * *



Во всякой фигне использованы фрагменты из произведений Ю.Казакова, К.Пруткова, Б.Вахнюка, Ю.Визбора, К.Симонова, Л.Однопозова.

Предыдущая часть Карта Начало Чёрный Иртыш - Калгуты - Курчум На развилке у Черняевки издалека видна высокая полицейская фуражка. По привычке не ожидаем от неё ничего хорошего - ну, скажем, вопросов об отсутствии отражателей (которые мы давным-давно подарили, как лишний вес, местным мальчишкам) при движении по дороге в тёмное время суток. Но нет, это наш знакомый Ерлан стоит здесь по каким-то своим делам. Раскланявшись и поделившись своими планами, едем дальше. Вообще, хорошая здесь полиция, особенно дорожная - жол полициясы. Остановят, поздороваются вежливо, поговорят с тобой о погоде, о дороге, о здоровье твоего железного коня. и только потом: "Ну что, нарушаем? Ремешок-с." После такого милого разговора даже неудобно оправдываться, что, мол, начальник, это я на минутку, в первый и в последний раз, поверь. До Калгуты от Черняевки 64 км, и почти все они - без воды. За первую половину ночи преодолеваем часть этого пути, немного спим, с ранья доезжаем оставшееся. Длинные лапки Ирёнка, как паровозик, отсчитывают километры: "пых-пых-пых-пых-пых." Калгуты - большой посёлок, привольно расположившийся у выхода широкой долины. Много развалин, но много и новых домов. Население - в основном, полурусское, русский язык здесь уже снова в ходу. Товар в магазинах тоже лучше - хоть и не самый качественный, но хотя бы уже не суррогатный. Больница, капитальная 2-этажная школа, детский сад. Много разнообразной сельхозтехники - в разном, естественно, состоянии, но в том числе, похоже, даже в исправном. Над посёлком, на развалинах старого коровника, стоит новый высокотехнологичный, весь обвешанный кондиционерами. Водопровод работает. Сотовой связи нет, но стоит недостроенная вышка, обещают через пару месяцев запустить. Во дворах за сараями лежат штабелями местные стратегические запасы энергоресурсов на зиму - заботливо вылепленные и высушенные кизяки с соломой. Местный житель от чистого сердца угостил хорошим арбузом прямо с грядки - здесь они тоже вызревают, только не у всех. постараться надо. За посёлком красивый вид на долину речки Калгуты, и недопройденная нами дорога в сторону Горного снова манит, манит туда, за перегиб. После Калгуты трасса становится совсем отвратительной. Местные водители обладают исключительным искусством даже на полутора-двухметровую насыпь натащить поверх старого, но крепкого ещё советского асфальта толстый слой грязи, а потом раздолбить его в мелкую стиральную доску. Многие при этом ещё и принципиально едут по обочине, игнорируя асфальт вообще; видишь такого сзади себя и даже не понимаешь, в какую сторону ему уступать. Вечером за час проехали километров семь и встали, укрывщись от дороги за невысокими холмиками. Едим арбуз. У Ирёнка развалились кроссовки - впрочем, здесь они уже ни к чему. Почти новые были, даже года не проходили. Впрочем, и то неплохо; дьявол как-то купил у китайца душу - так она сломалась через неделю. После небольшого озера дорога становится лучше, но начинается длинный нудный подъём к узкому горному проходу в долину Курчума. Он невысокий, всего-то 150 м набора, но однородный и почти непрерывный. И ехать уже тяжеловато, и пешком идти ещё вроде бы глупо. Старая, забелённая разметка на километровых столбах сменилась уже в третий раз. Сначала она считалась от Алексеевки, потом от Черняевки, теперь от Калгуты. Впрочем, теперь это всё равно уже не важно. Происходит реструктуризация и репаспортизация всей дорожной сети, и дело не ограничивается одной только разметкой: целые отрезки и направления переводятся из главных во второстепенные, и наоборот. Причём с вполне очевидным административным подтекстом. Например, раньше основной трассой была У-Ка - Курчум - Черняевка - Алексеевка, что и было прямо и логично. Теперь она второстепенная, а главной считается дорога по левобережью Иртыша, через г.Зайсан (в обход озера), Буран и Черняевку - хоть это и существенно более длинный крюк. Для чего бы это могло быть сделано, если не с целью оторвать пока ещё наполовину русскоговорящие долины Курчума и Калгуты (для начала - хотя бы зимой, когда не ходит паром) от русскоязычного севера и превратить их в дальнюю окраину казахского, а точнее - уралманского, крайнего юга области? Если так, то следующим ходом, лет через несколько, должно стать закрытие паромных переправ на Курчум - сначала одной, а потом другой. Технология мирного и безболезненного умерщвления населённых пунктов хорошо отлажена ещё в СССР при Хрущеве, ну и здесь ею, судя по нынешнему состоянию юга области, овладели в совершенстве. Остаётся дорога Курчум - Большенарымское через Свинчатку, вдоль водохранилища. Не обозначенная ни на одной карте, она, по-видимому, официально никогда не строилась и накатана стихийно, как подстраховка парому. Качества она не самого лучшего, поэтому летом местные водители ездят по ней крайне неохотно. Но если, не дай бог, я прав, то эта де-юре не существующая дорога станет де-факто дорогой жизни для курчумского анклава, и баталии вокруг неё могут развернуться совершенно реальные, с применением тяжёлой _
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Читайте также:
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана - «Велоновости»
16.09.20, Производители / СТАТЬИ / Велотуризм / Езда на велосипеде / Ремонт велосипеда / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 10 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 10 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / СТАТЬИ / Велотуризм / Езда на велосипеде / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 9 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 9 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / СТАТЬИ / Ремонт велосипеда / Езда на велосипеде / Велотуризм / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 3 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 3 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Виды велосипедов / Езда на велосипеде / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 5 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 5 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Езда на велосипеде / Виды велосипедов / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 4 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 4 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / СТАТЬИ / Езда на велосипеде / Велотуризм / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 8 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 8 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Езда на велосипеде / Велоновости
Проехать в лавине, или Megavalanche 2012 - «Велоновости»
Проехать в лавине, или Megavalanche 2012 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Велоновости
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 7 - «Велоновости»
Всякая фигня, которая приходит в голову во время езды на одноразовом велосипеде по горам Восточного Казахстана. Часть 7 - «Велоновости»
16.09.20, Производители / Велотуризм / СТАТЬИ / Езда на велосипеде / Велоновости
Как путешествовать на велосипеде - «Велосоветы»
Как путешествовать на велосипеде - «Велосоветы»
16.09.20, Велосоветы

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика