Жилой район Утрехта скажет "нет" автомобилям - «Велоновости»
Велосипедная столица Европы строит первый в Нидерландах густонаселенный район, где не будет автомобильного транспорта. Рассчитанный более чем на 12 000 жителей район станет одним из крупнейших в мире районов такого рода.
Сейчас на участке площадью 24 гектара, расположенном между двумя каналами в центре города, находится деловой квартал. Ожидается, что к 2024 году создание нового района будет закончено.
Утрехт исторически тяготеет к велосипедам: уже в 1885 году тут построили первую в Нидерландах велосипедную дорожку, а в прошлом году открылся крупнейший в мире многоэтажный велосипедный парк, вмещающий 12 500 велосипедов всех форм и размеров.
Ожидается, что в новом районе Merwede будет около 20 000 велосипедов.
Архитектор проекта Марко Брукман считает: завести велосипед легче, чем купить машину — это и определило философию проекта.
По плану первые дома будут построены в 2022 году. В районе также разместятся две новые начальные школы и медицинские центры, средняя школа, спортивный центр, магазины и предприятия. Люди из других районов города смогут приезжать сюда на работу на велосипедах и на трамваях.
Только четыре дороги длиной 60 метров, заканчивающихся тупиком, проложат к окраинам района, чтобы автомобили могли доставлять грузы, вывозить мусор и т.д.
Внутри района развозить товары по магазинам и свозить к этим дорогам мусор будут небольшие электромобили.
Места в подземных гаражах на 1800 парковочных мест рядом с этими «логистическими» дорогами предложат тем жителям, которые не смогут отказаться от автомобилей для поездок за пределами района. Предполагается, что одним автомобилем будут пользоваться три семьи.
Надземные парковочные места будут стоить дорого. Рядом организуют парковку на 300 общих автомобилей для жителей. Ближайшая альтернативная парковка расположится в 3 км.
В районе Merwede создадут крупнейшее в Нидерландах подземное тепло- и холодохранилище, которое будет охлаждаться водой из канала Merwedekanaal. На крышах зданий разместятся зеленые насаждения или солнечные батареи.
Подобные небольшие жилые застройки есть в Париже, есть жилой район из 600 домов в Амстердаме, но в Утрехте будет проект с большим размахом.
Архитекторов не сковывает необходимость учитывать автомобильное движение, так что они смогут сосредоточиться на предметах первой необходимости для района с высокой плотностью населения, «города на уровне глаз» — разнообразной зелени, адаптации к климату и созданию мест, где люди смогут общаться и отдыхать.
Утрехт быстро растет, и поведение его граждан меняется так же быстро. Там самое большое количество общих автомобилей [на душу населения] в Нидерландах.
При планировании Merwede изучили пример района Vauban в Германии, где проживает более 5000 человек. Изначально там было созданы парковочные места из расчета одна машина на каждые две семьи, но со временем количество автомобилей сократилось, и многие места просто пустуют.