Тур де Франс-2023, превью этапов: 1 этап, Бильбао - «Велоновости»
Первый этап Тур де Франс (Tour de France)-2023 стартует в крупнейшем городе Страны Басков - в Бильбао (Bilbao, по-баскски Bilbo - Бильбо). Нынешний Бильбао возник в XIV веке, когда были основаны 70% баскских городов, хотя следы древних поселений на территории Бильбао датируются III-II веками до нашей эры. Уже в XVI веке город был довольно крупным – в нём проживало около 65 тысяч жителей, правда, эпидемии чумы, самая сильная из которых была в 1597-1601 годах, довольно сильно опустошили Бильбао. В XIX веке этот город вновь стал расти, становясь крупным промышленным центром и одним из важнейших портов страны.
Бильбао был заложен в 1300 году Доном Диего де Аро (Diego López V de Haro) на месте деревушки, где издавна селились земледельцы и рыбаки.
Сам город Бильбао начался с трёх улиц, окружённых стеной. В центре находилась небольшая церковь, посвящённая Святому Иакову, служившая остановкой для пилигримов, идущих по пути Святого Иакова. Предполагается, что её построили ещё до основания города, но в 1374 году она была разрушена пожаром. Сейчас на её месте находится крупнейший кафедральный собор Бильбао – собор Святого Иакова (Catedral de Santiago), построенный в готическом стиле.
История порта Бильбао неразрывно связана с историей города. Уже в 1300 году, сразу после основания, Бильбао получил контроль над всеми судами, входящими в эстуарий. Став крупным торговым центром, он быстро разросся. В 2010 порт Бильбао был признан одним из лучших коммерческих портов и вошёл в пятёрку лучших в Испании. Более 200 регулярных морских рейсов связывают Бильбао с пятьюстами портами по всему миру.
Сейчас улицы Бильбао представляет собой смешение всех архитектурных стилей – от готики до современной архитектуры. Старый район города является пешеходной зоной.
Старый город расположен на правом берегу реки Бильбао между мостом Сан-Антон (La iglesia de San Antón), церковью Святого Николая (La iglesia de San Nicolás) и улицами - Ronda, Somera, Artecalle, Tenderia, Belosti Calle, Carniceria, Barrena. Это так называемые «семь улиц». Их пересекают более современные пешеходные и торговые улицы со множеством кабачков и ресторанов. В центре Старого города возвышается собор Святого Иакова XV-го века. По берегу реки на 14 км растянулась цепочка жилых домов, заводов, верфей.
На другом берегу реки раскинулся район Энсанче (Ensanche). На его главной улице – Gran Via – есть несколько интересных в архитектурном отношении домов. Здесь же расположен парк Донья Касильда Итурриса (Dona Casilda Iturizza) и стадион. Это самый оживленный район, подлинный центр города. Гечо (Guetxo) – обширная зона в устье Бильбао, включающая три района. Здесь много дворцов и роскошных особняков, построенных зажиточными жителями Бильбао в период с 1800 до 1920 годов. Очень живописен маленький порт. Мост, построенный по проекту Эйфеля, связывает Гечо с рабочим районом Португалете (Portugalete).
Бильбао – город весьма оживленный. В нём берегут традиции и смотрят в будущее. Расположенный на полпути между зелеными пейзажами континента и побережьем Бискайского залива, Бильбао гармоничен и богат культурными памятниками, что привлекает туристов.
В Старый город (Casco Viejo), район Эль-Ареналь (El Arenal) можно попасть из центра через мост Ареналь, чтобы сразу оказаться около красивого здания театра Арриага, расположенного напротив старой железнодорожной станции. Улица Correo приведет на Plaza Nueva с ее многочисленными старыми кафе, улица Somberia – к Музею археологии, а улица – Somera – к церкви Святого Антона в стиле рококо. Стоит осмотреть собор Святого Якова в готическом стиле с красивым портиком.
Любителям истории непременно стоит посетить Музей Страны Басков (Museo Vasco), который разместился в прекрасном старинном здании. Здесь экспонируются археологические и этнографические коллекции Страны Басков. Среди редких предметов – идол из Дуранго, относящийся к железному веку.
Любители искусства могут посетить Музей изящных искусств (Museo de Bellas Artes). Собрание включает средневековую живопись и скульптуру, испанскую живопись 16-17 веков. (Эль Греко, Сурбаран, Рибера), а также нидерландскую живопись XVI-XVII вв. (Ван-Дейк), итальянскую (Джентилески) и французскую. В зале №16 экспонируется три портрета кисти Гойи. Целый этаж занимает живопись 20-го столетия: Сулоага, Пикассо, Леже, Кокошка, Вазарелли и другие мастера.
И наконец, главная достопримечательность Бильбао – Музей современного искусства Гуггенхайма (Museo Geggenheim). Этот музей был открыт королем в октябре 1988 года и является настоящим чудом не только из-за произведений искусства, которые в нем выставлены, но и из-за самого здания, шедевра современной архитектуры, задуманного как огромная скульптура из титана, камня и стекла архитектором Франком О.Гери. В начале ХХ в. Был создан фонд – «Соломон Р. Гуггенхайм», собирающий лучшие произведения современного искусства. Он имеет 4 своих музея: два в Нью-Йорке, в Венеции и в Бильбао. В музее Гугенхайма в Бильбао также представлены и шедевры испанских авторов, соответствующие тенденциям современного искусства.
Покровительницей города считается Богоматерь Бегонья (Madre de Dios de Begoña), базилика Богоматери Бегоньи (La basílica de Nuestra Señora de Begoña) находится в районе Сальве. Сальве означает «здравствуй, привет тебе», район назвали так, потому что шпиль базилики, построенной в XVI веке, был виден издалека, и моряки, возвращающиеся из плавания, глядя на него, благодарили святую за заступничество и помощь. Интересно, что храм Богоматери Бегоньи построили на пожертвования жителей, и поэтому колонны центрального нефа украшают не гербы благородных фамилий, а эмблемы торговцев и цехов Бильбао.
Судьба базилики Богоматери Бегоньи была нелёгкой – в 1808 году французское войско под предводительством генерала Мерлина захватило Бильбао, священник базилики был убит. Затем само здание сильно пострадало из-за своего выгодного стратегического положения на холме, в ней были размещены артиллеристские батареи. Потом солдаты использовали для топки всё, что попадало под руку – алтари, украшения, даже дощатый пол. Скульптуру Богоматери Бегоньи спасли только потому, что её успели вовремя перевезти в собор Святого Иакова. Нынешний фасад и башня являются произведениями архитектора Хосе Мария Бастерра 1902-1907 годов.
Бильбао, через который протекает река Нервион (Nervión), является и городом мостов – их 17. Среди самых интересных можно выделить пешеходный мост Субисури (Zubizuri), название которого в переводе с баскского означает «белый мост». Субисури построен по проекту известного архитектора Сантьяго Калатравы (Santiago Calatrava) и был открыт в 1997 году, после чего этот мост стали называть символом нового Бильбао.
Изогнутый мост, выкрашенный в белый цвет, как и все творения Калатравы, вымощен стеклянными плитками, что доставляет неудобство в дождливую погоду, так как плитки становятся очень скользкими. Но символ Бильбао привлекает множество туристов, хотя одна лишь замена разбитых плиток обходится городу в 6 тысяч евро в год. Эти плитки даже стали яблоком раздора между властями города и Калатравой. Дело в том, что в 2006 году местные власти постановили сделать на мосту новую пешеходную дорожку, но архитектор подал на них в суд за нарушение целостности архитектурного творения, так как при строительстве была сломана металлическая решётка. Местные юристы и архитекторы остались на стороне властей города, а вот Высший суд в 2009 году постановил удовлетворить иск Калатравы и возместить ему ущерб в размере 30 тысяч евро.
Бильбао - зелёный город – в нём 18 общественных парков, занимающих в общей сложности 200 гектаров. Некоторые парки разбиты на месте бывших промышленных зон, так, например, в парке Эчебаррия (Etxeberria), открытого в 1980-х, осталась труба бывшего сталелитейного завода.
А один из старейших парков Бильбао – парк в английском стиле Донья Касильда (Parque de Doña Casilda) открылся в 1907 году, и был создан архитектором Рикардо Бастида (Ricardo Bastida). Из-за того, что в главном пруду парка водилось множество гусей, уток и лебедей, сам парк назвали «Утиным». И на протяжении довольно долгого времени этот парк в центре Бильбао был единственными «зелёными лёгкими» города.
Альтиметрия 1-го этапа Тур де Франс-2023
Бильбао (Bilbao, административный центр провинции Бискайя, автономное сообщество Страна Басков, Испания) впервые принимает старт и финиш этапа Тур де Франс, а также старт всего Тур де Франс.
Тур де Франс-2023 начнётся с холмистого этапа, проложенного по побережью Бискайского залива, с набором высоты 2500 м, с многочисленными категорийными и некатегорийными подъемами и спусками в восточной части Кантабрийских гор (Баскские горы). Маршрут этапа проложен по часовой стрелке, большинство дорог знакомо гонщикам по Туру Страны Басков. Дорожная архитектура и погода с залива могут внести свои коррективы в ход развития этапа, и гонка может превратится в однодневку в Арденнах.
Сразу же со старта пелотон начнет преодолевать некатегорийный подъем, а после спуска и первый категорийный подъем Тур де Франс-2023 - подъем 3-й категории Кот-де-Лаукис (Côte de Laukiz), протяжённость 2,2 км, 59-211 м, перепад 152 м, средний градиент 6,9%, максимальный градиент 10%.
Через 25 км со старта этапа велогонщики достигнут берега Бискайского залива и поедут вдоль него на северо-восток.
Следующая категорийная вершина расположена на 67,8 км маршрута - 3-й категории Кот-де-Сан-Хуан-де-Гастелугаче (Côte de San Juan de Gaztelugatxe), протяжённость 3,5 км, 20-286 м, перепад 266 м, средний градиент 7,6%, максимальный градиент 12%.
Достигнув самой северной точки маршрута 1 этапа, пелотон повернет на юго-восток. На 88,2 км расположен первый промежуточный спринт на Тур де Франс-2023.
Попетляв еще около 40 км у побережья, велогонщики устремятся на запад в Бильбао и по пути преодолеют:
- подъем 4-й категории Коль-де-Морга (Col de Morga), протяжённость 3,9 км, 147-307 м, перепад 160 м, средний градиент 4,1%, максимальный градиент 8%. Первый подъем 4 категории на Тур де Франс-2023. На Вуэльте Испании преодолевали в прошлом году, первым на вершине был Langellotti Victor.
- подъем 2-й категории Кот-де-Виверо (Côte de Vivero), протяжённость 4,2 км, 54-361 м, перепад 307 м, средний градиент 7,3%, максимальный градиент 12%. Первый подъем 2 категории на Тур де Франс-2023. На Вуэльте Испании преодолевали в прошлом году, первым на вершине был Марк Солер.
- подъем 3-й категории Кот-де-Пик (Côte de Pike), протяжённость 2 км, 12-212 м, перепад 200 м, средний градиент 10%, максимальный градиент 16%. На вершине подъема будет разыграна "Бонусная премия" - 8, 5 и 2 секунды (первая на Тур де Франс-2023). Организаторы в последний момент отменили "Бонусную премию" на вершине подъема. Вершина подъема расположена за 10 км до финиша этапа.
Пройдя скоростной спуск, участники финишируют в подъем протяженностью 1 км со средним градиентом в 4,5%. На финише действует нейтрализация.
Фаворитами можно назвать - Матье ван дер Пула, Ваута ван Арта, Тадея Погачара, Биньяма Гирмая, Тома Пидкока, Йонаса Вингегора, Жулиана Алафилиппа и других.
Победитель этапа получает 30 очков в зачет зеленой майки. Победитель этапа получает 10 секунд бонификации в генеральной классификации. Победитель этапа становится первым обладателем желтой майки лидера генеральной классификации.
Приглашаем вас обсуждать события этапа Тур де Франс в комментариях к превью дня.