Как купить горный велосипед? - «Велоновости»
Сегодня в продаже ошеломляющее количество велосипедов и разнообразие цен, так какой же подойдет именно вам?
Выбор лучшего горного велосипеда в соответствии с вашими требованиями можно сравнить со сложным бизнесом. Необъятное количество вариантов, не говоря уже о бесчисленном множестве технологий и терминологиивокруг них, может поставить вас в тупик.
Мы провели несколько недель в познании жаргона, разузнавая разные особенности и тестируя разные виды велосипедов, так что мы тщательно подготовились, чтобы, оставив все глупости, подвести вас квашему идеальному выбору.
Сколько стоит горный велосипед?
Для большинства людей – особенно, для начинающих – бюджет является критическим моментом при поиске нового байка. В зависимости от вашего бюджета меняется спектр предложений. В магазине либо онлайн можно отсортировать велосипеды по цене и выбрать подходящий.
Однако, если даже вы имеете возможность потратить больше, в этом нет необходимости.
До 500$
Можно найти хороший, горный велосипед по цене до 500$, хотя и с некоторыми недостатками. Вам стоит избегать двухподвесных велосипедов за эти деньги (велосипеды, в которых амортизаторы установлены и на переднем, и на заднем колесах). Они будут значительно тяжелее, чем хардтейлы (с передней амортизационной вилкой и без заднего амортизатора) или жесткие без-подвесные байки, а дешевая неуправляемая подвеска причинит больше вреда, чем пользы на бездорожье.
Если полностью жесткий байк может казаться очень примитивным, более простой дизайн означает, что на раму и компоненты нужно будет потратить больше денег – более выгодная долгосрочная сделка. Другими словами, есть множество байков по этой цене с функциональными амортизационными вилками.
В любом случае ищите велосипед с рамой из легковесного алюминия, а не из тяжелой стали. А также с дисковыми тормозами, а не с ободными, т.к. и в мокрую погоду они будут обеспечивать бОльшую безопасность. В большинстве случаев они механические, а не полностью гидравлические, как на более дорогостоящих велосипедах.
Если вы намерены взять внедорожный байк, убедитесь, что у него подходящая система передач (передаточный механизм) – считается, что в большинстве своем недорогие байки предназначены преимущественно для езды по дороге, и не имеют достаточной мощности, чтобы тащить вас на подъем. Ищите велосипеды с маленькими звездами на задней кассете на 22-24 зубцов и с передней большой звездой на 34-36 зубцов.
от 500$
С бОльшими затратами вы получите велосипед с более легкой рамой и более совершенным оснащением. За эту стоимость вы можете найти гидравлическую систему дисковых тормозов вместо его механического кабельного варианта. Они проще в обслуживании, более надежные и мощные.
Scott’s Aspect 740
Также советуем вам искать велосипед с трансмиссией, у которого будет не менее 9-ти передач (обычно аббревиатура ‘9spd’) сзади, в соотношении с двумя-тремя передними звездами, в сумме дающий 18 или 27 передач. Шины должны быть с подходящим протекторным профилем, созданным специально длявнедорожного использования и должны быть выполнены из более мягкой резины, чтобы иметь лучшее сцепление в мокрую погоду. Ногтем вы можете попробовать протектор, чтобы понять разницу в мягкости шин.
Амортизационная вилка должна быть с мягким регулируемым отскоком. Чтобы ее проверить, нужно на ней хорошенько прыгнуть, а она должна легко поддаться и мягко вернуться к исходному положению. Если она издаст неприятный звук или жестко отскакивает – как ходуля – ставьте велосипед на место.
И снова за такую цену не стоит рассчитывать на двухподвесные велосипеды, т.к. они будут тяжелыми и неспособными к езде по бездорожью.
1000$
По такой цене уже можно начинать искать более специализированный байк, для разных типов езды. Позже мы расскажем о разных типах байка, но гарантированно за эти деньги вы сможете купить хардтейл, который будет выполнять любую вашу прихоть.
Рама, вероятно, будет алюминиевая, но будет использоваться усовершенствованная техника конструкции, чтобы она была как легкой, так и более комфортной на протяжении длительных поездок.
Обязательно будут гидравлические дисковые тормоза от таких известных производителей как Shimano или SRAM/Avid.
Большинство велосипедов по цене 1000$ и выше будут с хорошей качественной амортизационной вилкой. В идеале это должна быть пневмоподвеска, которая легче пружинной и позволяет вам настраивать вилку в соответствии с вашим весом.
VooDoo’s Bizango
Лучшие модели по этой цене будут также со сквозной вилкой и колесами, а не с системой ‘quick releaseили ‘QR . Для более жесткой связи между колесом и вилкой используется ось более широкого диаметра, улучшая точность управления руля.Вам также стоит обращать внимание на вилку и раму со специальной главной трубой с нижним подшипником большего диаметра и подходящей к коронке вилки. И опять же, они более жесткие, но в будущем при более широком выборе вы сможете выбрать более усовершенствованные вилки.
Теперь вам следует выбирать велосипед как минимум с 10-ю скоростями сзади. Проверьте задний переключатель с зажимом, например, ShadowPlus от Shimano или Type 2 designs от SRAM. Они предотвращают выпадение цепи на жесткой поверхности.
Многие производители собираются выпускать шины вместе сколесами без внутренней камеры. Эти «бескамерные» системы могут снижать вероятность проколов и не терять вес. Поищите на боковине шины надпись tubeless ready или tubeless compatible.
Однако, даже за такую цену мы не рекомендуем вам покупать двухподвесный велосипед.
1500$
Это – магическая сумма денег, с которой становятся доступны двухподвесные велосипеды с легкими рамами и хорошими контролируемыми амортизаторами. Вы все еще переплачиваете здесь за небольшой вес или оснащение по сравнению с более гибкими по ценам хартейлами, но они обеспечивают дополнительную безопасность на тяжелых спусках.
За эти деньги все байки должны иметь хорошо контролируемые воздушные амортизационные вилки, предпочтительно со сквозной осью и канонической рулевой трубой. Вы увидите, как отлажено реагирует амортизатор при ударе, а в некоторых вилках есть блокирующий рычаг, предотвращающий смещение подвески, для большей эффективности на мягких подъемах.
В некоторых байках может быть сквозная ось даже на заднем колесе для большей жесткости. За эти деньги мы определенно ожидали бы увидеть современную 10-скоростную трансмиссию с оборудованием более высокого качества, которое будет весить легче, служить дольше и работать безупречно.
2000$
По этой цене компромиссы двухподвесных байков начинают улетучиваться. Кросс-кантри байк для заездов на небольшие расстояния, проектируемые для заездов на дальние дистанции, будут довольно легкими для поездки на весь день, хотя трейл байки для более длительных дистанций будут несомненно способны решить вопрос серьезных спусков и подъема обратно вверх.
Регулировка и блокировка отскока амортизатора
Элементы подвески будут более высококачественными с гораздо лучшей регулировкой амортизации при продаже. Трансмиссия определенно будет 10-ти скоростная и наверняка высокого качества. Некоторые байки будут даже обладать более широкой кассетой задних звезд под единственную переднюю звезду для уменьшения веса.
В этой ценовой категории вам станут доступны велосипеды из легкого карбонового волокна, а модели с алюминиевыми рамами будут оснащаться всеми отличными компонентами. В некоторых даже будет подседельный амортизатор ‘dropper(пер. «пипетка»), который позволит опускать седло на ходу, без остановки. Это здорово для райда по пересеченной местности и станет плюсом для многих райдеров.
4500$
За эту сумму денег вы увидите уже качественную карбоновую раму, независимо от выбранного вами типа велосипеда. Они будут очень специфичны в своем назначении, с широким спектром функций и геометрии рам.
Хардтейлы оснащены самыми лучшими компонентами, включая последние 11-ти скоростные трансмиссии от Shimano и SRAM. Они также могут встретиться в некоторых двухподвесных байках.
Подседелы-пипетки будут предусмотрены на всех, кроме кросс-кантри байков. Шины могут быть из специальной резины, чтобы соответствовать их назначению, и само собой они бескамерные. Колеса будут жесткими, но легкими.
От 6000$ и выше
С этой отметки вступает в действие закон убывающего плодородия, т.е. вы будете тратить деньги на то, чтобы снизить вес еще и еще, и при этом увеличение эффективности работы байка очень сомнительное относительно усилий райдера.
Больше карбонового волокна значит меньше веса, при этом компоненты высокого качества, легковесные и прочные от самых лучших производителей. Как и самые известные бренды, так и маленькие немногочисленные производители обеспечивают высокое качество и специализированные механизмы.
Детали подвески используют исключительно высокопроизводительные и регулируемые амортизаторы, часто с особым покрытием низкого трения. Шины будут непосредственно адаптированы под их назначение, с большой силой тяги и скоростью. Для колес могут использоваться разные методы конструкции и более экзотические материалы, например, карбоновое волокно, для снижения веса и большей прочности.
Так какой именно маунтинбайк вам покупать?
Такое множество типов горного велосипеда, и все предназначены для лучшего выполнения поставленной вами задачи. Вот краткий обзор того, что представляет из себя каждый тип байка, и их характеристики.
Велосипед кросс-кантри (XC)
Веловипеды кросс-кантри (иногда используются под аббревиатурой ХС) относятся к скоростным, независимо от того, участвуют ли они в гонках либо это просто вылазка в горы на целый день. Для гонок многие все же предпочитают хардтейлы, но двухподвесные дизайны набирают популярность. Обычно у них 80-100 мм ход амортизатора с обеих сторон, а также локаут на более дорогостоящих моделях.
Canyon’s Grand Canyon
Байки кросс-кантри обычно используют больший диаметр 29-дюймовых колес – чаще относятся к найнерам – в сочетании с легко-протекторными, низко-объемными и быстро-подкачивающимися шинами для максимальной скорости, хотя некоторые бренды предлагают их с колесами 650b – также называемые 27,5-дюймовые. Они используют более узкий руль под более крутыми углами в сочетании с более длинными рукоятками для улучшения качества управления и для более удобного расположения райдера. Неприятная сторона этого типа геометрии в том, что на крутых спусках управление будет тяжелее, особенно, в сочетании с более коротким ходом подвески и более тонкими шинами.
Более дешевые байки кросс-кантри идут с литыми рамами, но карбон по умолчанию выбирают для самых лучших гоночных байков – хотя иногда встречаются и такие экзотические материалы как титан. У них всегда был широкий выбор передач, как для крутых подъемов, так и для самых высоких скоростей.
Покупайте такой, если: вам нравится увеличивать частоту сердечных сокращений до предела и кататься часами напролет.
Трейл байк
Это самый популярный тип велосипеда, т.к. его можно использовать почти с любой целью. У трейл байков менее крутые углы, что дает возможность более плавного управления на спусках, а сама сборка предусматривает более грубое обращение. Более короткие рукояти и широкий руль для улучшения контроля на скорости, и шины с более агрессивным протектором.
Lapierre’s Zesty XM 427
Трейл хардтейлы – иногда называемые «хардкор хардтейлы» — используют прочные рамы в сочетании с вилкой ходом 130-150 мм. У некоторых трейл хардтейлов высококачественные стальные рамы, но преимущественно алюминиевые. Двухподвесные трейл байки будут идти с ходом 130-150 мм на каждую сторону, в основном с алюминиевой рамой для более доступных моделей, и с карбоновыми для самых дорогих.
Двойная система звезд и широкий спектр передач популярны среди тех, кто приобретает байк для подъемов на высокие холмы.
Размеры колес трейл байков либо 29, либо 650b. Как правило, 29-дюймовые более прочные, но 650b дают возможность более динамичной езды. Некоторыми производителями представлен новый тип с использованием комбинации колес размера 650b и шин большого объема и более широкого обода. Его называют по-разному ‘6Fattie , ‘27+и ‘650+ .
Покупайте такой, если: вам нравится преодолевать и спуски, и подъемы, и вам нужен велосипед, способный на то и другое.
Эндуро байк
Эндуро – это формат гонок, в которых спуски ограничены по времени, но вы продолжаете ехать по маршруту. Т.е. эти байки задуманы исключительно для преодоления крутых спусков и тяжелых трасс, но при этом они легкие и эффективные при подъеме.
The Mondraker Dune Carbon XR
В эндуро велосипедах обычно больший ход, чем в «нормальных» трейл байках, и они почти без исключения двухподвесные. В большинстве ход 160-170 мм на каждое колесо, при этом жесткие диски и усиленные шины. Используемые элементы подвески – пневмо, но с более широким спектром корректировок, позволяющих выполнять спуски.
В некоторых есть дистанционное управление, позволяющее изменять геометрию байка и ход между режимами спуска и подъема. У многих лишь одно-звездочная система и приспособление для предотвращения выпадения цепи в комплекте с широким спектром передач сзади. Эндуро байки также называют ‘all mountain(все-горные) байки, т.к. они идеально подходят для езды в гористой местности.
Покупайте, если: вы предпочитаете, чтобы спуск был таким жестким и неровным, насколько это возможно, но при этом вы не против забраться на вершину при помощи лебедки.
Даунхилл байк
Commencal’s Supreme DH Race
Эти велосипеды имеют четкое предназначение; спускаться по крутым склонам и тропам очень-очень быстро. У них более 200 мм хода на каждое колесо, часто с использованием винтовой подвески, больше для чистого сцепления и поддержки, чем для возможности крутить педали.
Обратим внимание, что вилки в таких велосипедах выходят над рулевой трубой, а затем соединяются, и называется такая вилка ‘double-crown’ (пер. двойная корона) или ‘triple-clamp(пер. тройной зажим). И снова алюминий – выбор для более недорогих байков, а для велосипеда профессионального уровня – карбон.
Покупайте, если: вам просто нравится спускаться на высокой скорости по самым тяжелым участкам при помощи огромных прыжков и вы просто счастливы толкать его потом наверх.
Если вам показалось, что разновидностей горного велосипеда слишком много, скажу, что в мире маунтинбайкинга существует еще больше ниш. И теперь у вас есть некоторое представление о том, сколько вы готовы потратить и какой тип велосипеда вам выбрать.