Велосипедный шлем оперативно меняет аэродинамические свойства - «Велоновости»
В профессиональном велоспорте малейшее преимущество может сыграть решающую роль. Победе может помочь даже флягодержатель, если он легче на несколько граммов. Аэродинамический шлем — тем более. Но аэродинамика и хорошая вентиляция не сочетаются. Австралийский изобретатель работает над версией динамического велошлема, который, когда надо будет улучшать то вентиляцию, то аэродинамику.
«Как правило, шлем — штука статичная, и не может меняться, чтобы подстроиться под условия гонки», — говорит научный сотрудник университета Дикина, Джеймс Новак. — «Супер-аэродинамические шлемы для велогонок практически не проветриваются, в результате при долгой езде гонщику грозит перегрев. В таких гонках, как Тур де Франс, где этап длится в среднем по пять часов, приходится выбирать что-то среднее, так что шлемы и в отношении аэродинамики хромают, и с вентиляцией у них не ахти».
Новак разработал и напечатал на 3D-принтере шлем Dynaero, который открывает вентиляционные отверстия только при необходимости. С помощью Bluetooth он подключается к компьютерам и датчикам, встроенным в велосипед или смартфон. В зависимости от температуры, скорости и прочих условий шлем получает команду открыть или закрыть вентиляционные отверстия.
Шлем оснащен контроллером Arduino Uno, сенсором Bluetooth, микро-сервоприводом и специальным приложением для мобильного телефона, которое с помощью акселорометра определяет скорость и управляет вентиляцией.Следующие версии шлема будут подключены к нескольким добавочным датчикам.
Пока проект находится на ранней стадии, но 3D-печатный прототип проверялся в аэродинамической трубе вместе со шлемами, которые имеются в продаже. Пока что такой шлем не предусмотрен существующими правилами соревнований, но изобретатель говорит, что Dynaero вызывает интерес, и надеется, что в конце концов его будут применять в пелотоне.
«Это высокочувствительный шлем, который закрывает вентиляционные отверстия во время стремительного спуска или спринта на финишной прямой, улучшая аэродинамические характеристики велосипедиста на 3,7%. Когда аэродинамика не так важна, например, при подъеме в гору, отверстия открываются, чтобы усилить приток воздуха и охлаждать велосипедиста. В итоге производительность и самочувствие велогонщика улучшатся».