Выбор тормоза на велосипед - «Велосоветы»
При покупке велосипеда в сборе у нас уже нет особого выбора в тормозной системе и что бы ее поменять потребуется в некоторых случаях переделывать некоторые части велосипеда. Но если ваш выбор при покупке велосипеда пал на пару моделей с разной конструкцией тормозов, то эта статья для вас. Также поможет тем, кому не нравится как они работают на вашем велосипеде и Вы хотите их заменить.
На момент написания статьи различают три типа тормозов
- Дисковые
- Барабанные
- Ободные
Разберем их по порядку
Дисковые тормоза
Торможение происходит за счет сжатия калипером ротора (стальной диск крепится на втулку). Калипер - специальная тормозная система которая двумя колодками прижимается к ротору с помощью поршней. Такие тормоза подразумевают наличие креплений калипера на вилке и раме. Передача тормозного усилия осуществляется за счет тросиков в рубашке или жидкостью по гидролинии. Исходя из этого мы получаем два типа дисковых тормозов механические и гидравлические.
Плюсы дисковых тормозов
- Отсутствие негативного влияния на обод (нет износа)
- Расположение у центра колеса уменьшает загрязнение и дает возможность внесезонного использования, не боясь снега и грязи
- Искривление колеса (восьмерка) не повлияет на качество торможения
- Реже требуют обслуживания
- Более тонкая настройка усилия придаваемого для торможения
Минуса дисковых тормозов
- Увеличение нагрузки на вилку, спицы и втулку из за расположения тормозной системы по центру колеса
- Сложнее обслуживание, в дороге очень непросто прокачать гидравлические тормоза и потребуется специальное оборудование которое не хотелось бы возить с собой, но с механическими такой проблемы нет
- Довольно большой вес, что уменьшает вероятность использования их в велогонках
- Потребуется покупать специальное крепление для заднего багажника
- Немалая цена, а дешевы не всегда лучше ободных
- Довольно большой шум при торможении, на моем Fuji Nevada уже просто кричат и требуют замены
- Искривление диска при падении может помешать езде и выгнуть его в пути довольно непростое занятие
Ободные тормоза
Название происходит от принципа действия, тормозные колодки сжимают обод колеса. Как и у дисковых различают гидравлические и механические. Есть также и устаревший тип стремянные тормоза, при нажатии на тормозную ручку с помощью тяг и стремянной скобы подтягивают колодки к ободу и вызывают торможение. Встречаются стремянные тормоза только на старых моделях до 1960х, производство Китай, Индия, СССР и Пакистан.
Помимо типа передачи тормозного усилия, различают и тип крепления рычагов к колодкам- V-brakes (они же векторные тормоза или "вибрейки") V-образное крепление рычагов, одна из самых популярных моделей
- Кантилеверные тормоза старая модель векторных тормозов, отличительная черта - большой грязевой зазор
- Клещевые тормоза (они же "крабики") - U-образная форма рычагов, большое распространение этого типа было на шоссейных велосипедах СССР (например они были установлены на велосипеде из нашего обзора ХВЗ Старт Шоссе)
Плюсы ободных тормозов
- Меньше нагрузка на спицы и втулку
- Меньше греются по сравнению с дисковыми (площадь обода больше чем диска и линейная скорость выше)
- Легкое обслуживание в дороге и так
- Меньше масса чем у дисковых
- Более низкая цена
Минуса ободных тормозов
- Песок, грязь и лед уменьшают силу торможения и помимо этого могут нанести вред ободу
- Присутствие восьмерки приводит к постоянному притормаживанию и увеличению износа колодок
- Быстрый износ и частая замена колодок
- Требуют специфических креплений на раме и вилке
- Износ обода приводит к его частой замене
- Довольно большой шум при торможении
- Влияние на перья рамы, постоянные изгибы, бывали случаи когда гидравлические тормоза просто отрывали перья
Барабанные тормоза
Принцип действия основан на барабане размещенном в втулке заднего колеса и тормозных колодок которые прижимаются к ее стенкам. В зависимости от способа управления делятся на ручные (используются тросики) и ножные (педальные, для торможение требуется крутить педали в противоположную сторону (Аист и Украина мои первые велосипеды с этим типом)). Используются и сейчас на велосипедах дорожниках с одной передачей или на системах механической передачи вращательного движения (планетарные системы передачи). Одним из ответвлений от барабанных тормозов являются роллерные тормоза, отличаются принципом прижатия колодок к барабану, по сравнению со стандартными барабанными, но не смогли конкурировать и были вытеснены с рынка.
Плюсы барабанных тормозов
- Меньше нуждаются в обслуживании, хотя оно и не простое
- Отсутствие влияния внешней среды на качество торможения
- Восьмерка и износ обода не уменьшают качество
Минуса барабанных тормозов
- Отсутствие совместимости с современными переключателями передач
- Перегрев при затяжных спусках
- Большой вес
- Педальные не предназначены для экстренного торможения (специфика расположения шатунов)
- Если спадет цепь, пропадет возможность тормозить при ножном тормозе
- Возможность установки только на ведущее колесо
- Большая нагрузка на спицы и втулку (центральное расположение)
Вот мы и разобрались в типах тормозных систем велосипеда. Что Вам выбрать решайте сами преимущества и недостатки я расписал как мог, как вы поняли из статьи я использую дисковые тормоза и кроме громкого шума (хотя им можно пугать пешеходов и без звоночка заставлять оглядываться ) меня все устраивает, систему за 6000 км не менял, единственное приходилось пару раз диск равнять на заднем колесе. Удачных покатушек!